25 мая началось то, чего мы так долго ждали! «Нано-опера», конкурс молодых оперных режиссеров, открыла свой марафон. В первом туре ребята должны были представить постановку сольных арий с певцами в течение 10 минут, и этот день уже принес и первые успехи, и первые разочарования. Накануне даже сами ребята признавались, что именно арию труднее всего поставить.
Впервые конкурс стал телевизионным, и любой желающий в течение всех состязаний может наблюдать за рождением оперных фрагментов и режиссерских удач в прямом эфире телеканала «Россия К». С прямого включения и начался первый день состязаний в Москве.
Ведущая Сати Спивакова тепло приветствовала участников, членов жюри и медиажюри. Затем передала эстафету давнему другу «Геликон-оперы», режиссеру с мировым именем – Андрейсу Жагарсу, который выступил также в роли ведущего (Андрейс, как известно, входит в состав жюри).
Первым свою работу представил Алексей Боровик из Москвы. Экспликацию Серенады Арлекина из оперы «Паяцы» Леонкавалло ему помог осуществить солист «Геликон-оперы» Игорь Морозов.
Дарья Жолнерова из Санкт-Петербурга, выступавшая второй, выбрала Куплеты Эскамильо из оперы «Кармен» Бизе. С ней работал Алексей Исаев и артистки хора.
Третьим выступил Дмитрий Отяковский (также из Санкт-Петербурга), который показал свое видение Арии Риголетто из оперы «Риголетто» Верди. И снова на сцене появился Алексей Исаев вместе с Алексеем Соломатиным и Артемом Давыдовым.
Затем Алексей Смирнов (Москва) представил свою работу с Валентиной Гофер, которая превратилась в Керубино из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро». А завершил первую часть второго тура Руслан Бицоев (Владикавказ) – он выбрал Ариозо Иоланты из оперы «Иоланта» Чайковского. В воплощении замысла ему помогли Ольга Толкмит и Ирина Рейнард.
Перед небольшим антрактом члены жюри поделились своими первыми впечатлениями. «Пугливый радикализм имеет место быть…Слишком много возни с текстом, слишком мало – с музыкой. Театр – это смысл. Что вы хотели сказать? Этот вопрос должен быть главным», – жестко, но честно сказал Георгий Исаакян. Ему вторили все остальные, а Кристина Шепельман подчеркнула, что очень важно обращать внимание на временные рамки.
После перерыва вторая пятерка участников представляла свои работы. Стартовала Анастасия Чащинская из Москвы с Арией Марфы из оперы «Хованщина» Мусоргского. Марфу блистательно спела заслуженная артистка России Ксения Вязникова.
Затем на сцену Зала Шаховской вышла Елизавета Мороз, также из Москвы, которая выбрала для своей экспликации Романс Никлауса из оперы «Сказки Гофмана» Оффенбаха. В Никлауса воплотилась Ирина Рейнард, а Гофмана изобразил Иван Волков.
Восьмым участником стал Мартин Вердросс из Италии, Терлано, который выбрал для представления Арию Атлета из оперы «Лулу». Ему помогли Георгий Екимов и Виталий Фомин. Предпоследним выступил Даниил Дмитриев из Пскова. Его постановка Баллады Томского из «Пиковой дамы» Чайковского в исполнении Сергея Топтыгина и Валентины Гофер вызвала оживление в зале и бурные аплодисменты.
Последним – десятым – в этот день на сцене появился участник из Дании (Копенгаген) – Мортен К. Роэсен. В постановке Арии Азучены из оперы «Трубадур» Верди ему помогла великолепная Ксения Вязникова.
В этот день с молодыми участниками работали концертмейстеры «Геликон-оперы» Сергей Чечетко и Сергей Семенов.
Завершили первый день состязаний замечания членов жюри.
«Это был очень интересный тур для меня. Думаю, для моих друзей так же, – заметил Кристоф Майер. – Вы все должны уложиться в 10 минут. Время – жестокая вещь, оно заканчивается, и все прекращается. И, как сказала Кристина раньше, жизнь – тяжелая штука. Особенно в театре. Да, у меня уже есть те, кто мне нравится больше, но я пока не скажу. Всем вам спасибо, мне очень приятно видеть столько талантов». Шелл Энглундпрокомментировал: «Я был тут два года назад, и вижу огромные изменения. Очень приятно видеть молодых талантливых режиссеров, которые развиваются. Я знаю, что у вас есть будущее. Со своей стороны, я хочу повторить, что есть определенные вопросы, очень важные, особенно для режиссеров, которые должны задавать себе этот вопрос – «Почему я хочу быть режиссером?». Это самый главный вопрос. Вы должны задавать его себя каждое утро. Почему я хочу взять именно это произведение искусства? И для кого? 10 минут – конечно, очень короткий срок, но вы должны знать ваш материал. Вы же работаете с солистами «Геликон-оперы». Они потрясающие. Это все равно, что тест-драйв в «мерседесе». Управляйте своим временем и своими знаниями».
Подытожил впечатления первого дня Председатель жюри Дмитрий Бертман, который сначала поздравил всех ребят и жюри с первым прошедшим днем, а затем точно, метко и образно выразил свое мнение и поделился советами на будущее: «Десять минут – это огромное время. За 10 минут может родиться даже двойня. За 10 минут может умереть человек, может произойти смена всей ситуации в мире. А если говорить о телевидении – а сегодня у нас весь проект снимает канал Культура – то десять минут эфира – это уже время фильма! И распорядиться этим временем, этими десятью минутами, надо так точно, чтобы в эти десять минут вложить максимум.
Какие у меня есть замечания? Вы действительно сейчас ездите на «мерседес-бенц» с артистами театра, и старайтесь не портить этот мерседес ездой по бездорожью. Потому что можно сломать все! Нужно говорить маршрут, навигацию, чтобы этот мерседес не свалился в пропасть. Как все происходит? Как? Это самое интересное. Не просто придумать какие-то обстоятельства, а мотивацию, чтобы это могло быть только так, и никак иначе, чтобы это стало единственным вариантом. Знаете, иногда посмотришь спектакль, и не хочешь ставить, потому что понимаешь, что это очень здорово, и сложно найти такое же мощное решение.
Еще мне хочется сказать по поводу коммуникаций. Режиссер – это человек, который объединяет всех. От вас зависит спектакль, атмосфера, судьбы артистов, судьбы людей, которые работают в театре, поэтому мне кажется, что очень важно представить человека, которого вы бы полюбили, который бы стал для вас лучшим другом. Режиссер должен помогать и быть открытым до такой степени, чтобы и замысел приходил к вам естественным путем, и реализация его тоже была абсолютно естественной. Конечно, говоря это вам, я понимаю, что есть возрастные этапы, и к этому чувству свободы нужно прийти. Вам надо сейчас заявить о себе, спровоцировать, обратить на себя внимание, найти какой-то имидж. Это все понятно. Но, с другой стороны, постарайтесь этот путь в эпоху ускоренного сознания сделать короче, чтобы максимально быстрее освободить свои мышцы и получать удовольствие от музыки, от оперы, от артистов и как можно ближе находиться к композитору, автору, потому что выразить автора – намного интереснее.
Завтра у вас будет дуэт, это еще проще, чем ария. А в дуэтах – там ведь будут и любовные дуэты – постарайтесь достичь любви. Попытаться сделать настоящую любовь на сцене. Этим занимаются все режиссеры мира».